Типы аккумуляторов, их разъемов и другие технические приколы.

Типы аккумуляторов, их разъемов и другие технические приколы.

Как известно большинство электроприводов используют именно электричеством для приведения в действие механизмы. И поскольку засунуть ядерный реактор в наши шароплюи умельцы еще не могут, мы вынуждены пользоваться элементами питания. Именно про них и поговорим в этой статье.

Аккумятор в АЕГах и им подобных передает ток через контактную группу или ключ на мотор, который начинает вращать шестерней, что в свою очередь приводит весь механизм в действие.


NiMH

Первым для большинства владельцев новых приводов станет аккумулятор типа NiMH (никельметалгидрид), так как они раньше поставлялись с большинством бюджетных приводов (некоторые компании до сих пор комплектуют ими свои приводы, Cyma, Dboys и т.д.).

Как для новичка, только входящего в хобби, NiMH аккумулятор будет проще в уходе и эксплуатации, так как с ним всегда в комплекте идет простое зарядное устройство. Эти аккумуляторы не боятся избыточного заряда, однако могут быть заряжены только после полной разрядки. Вместе с ценой (скорее в некоторых случаях бесплатностью) есть, как говорится, топ за свои деньги.

Но не обойдется без недостатков. Во-первых, проблема с зарядом таких аккумуляторов. NiMH обладают свойством вечно разряжаться и «стареть» – так называемый «эффект памяти». То есть, даже при полном заряде и хранении в надлежащих условиях этот аккумулятор все равно будет разряжаться и чем больше возраст такого аккумулятора, тем меньшая емкость у него остается от заявленной.

Сам по себе он разряжается гораздо быстрее других типов аккумуляторов, особенно это ощущается при эксплуатации аккумулятора при низких температурах. Учитывая все это, общий срок службы такого аккумулятора значительно меньше, чем у других типов аккумуляторов. К тому же заряжается такой аккумулятор гораздо дольше, чем хватает его заряда ;).

Стоит отметить и еще один недостаток – форм-факторы. Этот тип аккумуляторов привязан к тому, что имеет «баночную» структуру в форме цилиндров. Поэтому такие аккумуляторы могут состоять исключительно из таких «банок», последовательно соединенных батарей. Поэтому может быть как на фото выше, когда такие цилиндры боками друг к другу, или может быть и когда такие банки идут друг за другом вдоль. Именно поэтому такими аккумуляторами не комплектуются привода со специфическими отсеками под аккумуляторами. Поэтому такие аккумы комплектуют привода АК-серии (в которых такие аккумуляторы размещаются под крышками ствольной коробки) или М-серии (размещаются в классических струйках-«батонах» или в трубе приклада).

Также такие приводы имеют сравнительно низкую токоотдачу, что сразу дает понимать – уберскорострельность не будет из-за недостаточного питания мотора.


Литиевые аккумуляторы

Литиевые аккумуляторы сейчас по праву занимают лидирующие позиции на мировом рынке – и все из-за их преимуществ.

По сравнению с вышеупомянутыми никельметаллгидридными акумами, литиевые имеют куда больше токоотдачу, то есть достаточно питают мотор и, соответственно, позволяют увеличить скорострельность. Кроме того, литиевые аккумуляторы лишены «эффекта памяти», то есть стабильно держат заряд при хранении и имеют куда больший жизненный цикл. Зарядка литиевых аккумуляторов занимает гораздо меньше времени, а удерживающие заряд они гораздо лучше и не так быстро разряжаются на холоде. В использовании литиевые аккумуляторы из-за того и удобны, не имеющие строгой привязки к цилиндрической форме «банок» аккумулятора, позволяющей изготавливать аккумуляторы разного форм-фактора, но с обязательным условием соблюдения прямоугольной формы банки любой толщины и длины.

Однако не все так прекрасно. Литиевые аккумуляторы гораздо более практичны, и дают куда больший профит, но и требуют для себя соответствующего ухода. Для зарядки литиевых аккумуляторов рекомендуется использовать «умные» зарядки-балансиры, через которые соответственно нужно иногда производить перебалансировку аккумулятора (полная разрядка и зарядка-баланс). Это сразу увеличивает сумму денежных вложений для перехода на литий, однако, существенно экономит деньги в будущем. Такие аккумуляторы очень чувствительны к зарядным устройствам и боятся перезаряда и длительного пребывания в разряженном состоянии. Именно поэтому и нужны балансиры с контролем уровня заряда. Если используется ненадлежащее ЗУ, то из-за неравномерного баланса возможно наступление непоправимых последствий, среди которых вздутие аккумулятора, отказ одной и последовательно подключенных банок (а значит, и всех последующих после «мертвой» банки).

Однако, категория литиевых аккумуляторов охватывает разные типы аккумуляторов, и мы рассмотрим наиболее распространенные из них в порядке популярности.

Li-PO

Сегодня наиболее распространен тип аккумуляторов в страйкболе. Благодаря этому именно своей относительно невысокой цене, разнообразию форм-факторов, а также относительной надежности по сравнению с другими аккумуляторами. Проще говоря, "топ за свои деньги". До сих пор считается идеальным аккумулятором по соотношению всех параметров, преимуществ и недостатков.

Приблизительно прожиточный минимум в ли-по аккумуляторном эквиваленте.


Литий-ферум-фосфат

Предшественник Ли-По аккумуляторов LiFePo4 уверенно удерживал свои позиции до тех пор, пока технологический процесс не удешевил и не оптимизировал производство ЛиПо. Хотя и имеют те же преимущества, что и ЛиПо аккумуляторы, все же требованиям времени не отвечали, ведь производство таких стало дорогим, и из-за своих габаритов и форм-фактора длинной колбаски, вызванного той же привязкой к цилиндричности «банок», перестали подходить всем. Заслуженно уходят на пенсию, хотя иногда и можно встретить таких у олдскульных игроков.


Литий-ион

Литиево-ионные аккумуляторы – это отдельная тема, для людей, которые не из такой семьи, а из богатой. Объективно можно сравнить их с вышеупомянутыми ЛиФеПо4, имеющими такой же форм-фактор, токоотдачу и лишь совсем чуть-чуть больший вольтаж.


Отличается от всех ценой (!!!). Однако, эта штука того стоит, ведь при таких же габаритах, литиево-ионный аккумулятор может похвастаться значительно большей емкостью. В сравнении, небольшая батарея формата 18650 (по факту одна банка) может иметь до 4000 mah емкости. И это при том, что есть форматы, где такие банки совмещены последовательно. В техническом плане тоже требуют соответствующих зарядных устройств и ухода. Кроме того, такие аккумуляторы идеально подходят в тех случаях, когда нужно долго питать не сильно мощные моторы.


Разъемы

Говоря об аккумуляторах, нельзя пропускать такую ​​важную тему как разъемы. Не лепить нам аккумуляторы напрямую голыми проводами, правда? В этой части статьи рассмотрим распространённые в страйкболе разъемы, чтобы можно было, опираясь на все изложенные здесь мысли, подобрать подходящий аккумулятор для своего привода.


Tamiya

Существует в двух разновидностях – мини тамия и большая тамия соответственно. Сильных конструктивных различий между собой нет, поэтому отдельно рассматривать каждый смысл нет.


Чаще встречаются именно коннекторы типа мини-тамия. Поставляются с большинством аккумуляторов из-за того, что это банально дешевле, потому что установка таких коннекторов не требует пайки, что экономит хитрым капиталистам время и деньги.

У таких коннекторов для конечного пользователя, то есть нас с вами, больше недостатков. Это контакты небольших размеров и плоскости, из-за чего деформируются и ломаются очень быстро. Из-за малой площади контактов дают меньшую токоотдачу и снижают общий коэффициент полезного действия даже самого навороченного аккумулятора.

Чаще всего их судьба это быть сразу снятыми и вылететь в мусорку для замены на Т-коннектор.

Т-коннектор

Т-коннектор – выбор адекватного человека, который хочет использовать свой аккумулятор явно дольше нескольких сезонов. Своим названием обязан именно размещению контактов, условно образующих букву Т. Иногда приводы уже идут с Т-коннектором, а некоторые производители аккумуляторов уже устанавливают такие разъемы на свои аккумуляторы.


Относительно Тамии имеет гораздо большую площадь контакта, что позволяет раскрыть потенциал аккумулятора. Кроме того, имеет жесткий корпус и не поддается деформации, а также нелегко сорвать с проволоки, потому что он к нему припаян. Большинство игроков сразу переходит на Т-коннекторы, ведь перепаять проводку на аккумуляторе и приводе можно даже имея базовые навыки пайки (только изоли голые провода, ок?).


Балансировочные разъемы

Перед этим речь шла о силовых разъемах, теперь же поговорим о балансировочных. Они предназначены для контроля и баланса равномерной зарядки литиевых аккумуляторов. Обычно им комплектуются только литиевые батареи всех типов, и именно из-за этого разъема все литиевые аккумуляторы советуют заряжать через ЗУ-балансиры.

Некоторые зарядные устройства могут заряжать аккумулятор только через балансировочный разъем. Именно такой разъем типа JST-XH является первым и единственным, используемым в литиевых аккумуляторах. Количество ячеек и проводов может варьироваться в зависимости от количества банок литиевого аккумулятора.


Балансировочные разъемы

Перед этим речь шла о силовых разъемах, теперь же поговорим о балансировочных. Они предназначены для контроля и баланса равномерной зарядки литиевых аккумуляторов. Обычно им комплектуются только литиевые батареи всех типов, и именно из-за этого разъема все литиевые аккумуляторы советуют заряжать через ЗУ-балансиры.

Некоторые зарядные устройства могут заряжать аккумулятор только через балансировочный разъем. Именно такой разъем типа JST-XH является первым и единственным, используемым в литиевых аккумуляторах. Количество ячеек и проводов может варьироваться в зависимости от количества банок литиевого аккумулятора.


Выводы

В любом случае без аккумулятора не обойтись. Советуем посмотреть наш ассортимент аккумуляторов, и в случае, если Вам будет сложно определиться с выбором, всегда можете обратиться на номер поддержки.